Здравствуйте, ребята! Меня зовут

Ольга Сергеевна!

Тема сегодняшнего урока 

«Эпоха Петра Великого».

 

 

На этом уроке мы будем изучать эпоху Петра I.  Вы будете анализировать услышанное и находить ответы на мои вопросы в Интернет с помощью поисковых систем, а также на данном сайте. Результат своей работы вы представите в виде презентации.

 

Рубеж XVII и XVIII столетий стал переломным в истории России. Истоки петровских преобразований находятся в веке XVII, первые попытки перемен были предприняты еще Алексеем Михайловичем.

Вспомните, ребята, каковы были итоги реформ Ивана Грозного и уроки Смутного времени. Сформулируйте, какие задачи стояли перед Россией накануне петровской эпохи? Обратитесь к книге Ключевского В.О. «Исторические портреты», М., 1991, с.150.

Теперь давайте сравним ваши задачи с теми, которые сформулирую я!

Вот важнейшие части этой программы:

1) мир и даже союз с Польшей;

2) борьба со Швецией за восточный Балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию;

3) завершение переустройства войска в регулярную армию;

4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной;

5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности;

6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса;

7) освобождение крепостных крестьян с землей;

8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.

Эта программа была готова еще до начала деятельности преобразователя.

Вы уже сравнили свои ответы? Теперь немного теории.

Каким же он был – Петр Великий?

Петр родился в 1672 году. Он был единственным сыном Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. В детстве Петр I получил домашнее образование. Физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладая хорошей памятью, он учился легко и охотно. С помощью дворцовых мастеров он освоил много ремесел (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и т.д.). Особую роль в становлении личности Петра сыграли военные «потехи», для чего были созданы отряды «потешных», ставшие впоследствии гвардией и ядром русской регулярной армии. Значительное влияние на формирование взглядов и интересов Петра оказали иностранцы (Ф.Я.Лефорт, П.И.Гордон, Я.В.Брюс), которые явились его учителями в различных областях.

Петр с юных лет знал немецкий язык, а затем изучил голландский, английский, французский. В течение он пополнял знания, уделяя особое внимание военному делу. В 1688-1698 годах учился строить корабли, работал плотником на верфях Амстердама, окончил теоретический кораблестроения в Англии. В 1717 году был избран почетным членом Парижской Академии Наук.

Во второй половине восьмидесятых годов начались  столкновения между  получив известие о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр I поспешно уехал из села Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра, окружили Москву. Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены. После смерти Ивана Алексеевича (1696 год) Петр I стал единодержавным царем.  

Основные даты жизни и деятельности Петра I

1689 Женитьба Петра на Евдокии Лопухиной (в 1698 отправлена в монастырь). Второе стрелецкое восстание. Низложение правительницы Софьи и заключение ее в Новодевичий монастырь.

1690 Рождение царевича Алексея, сына Петра I.

1695 Первый Азовский поход Петра I.

1696 Второй Азовский поход, Взятие крепости Азов. Смерть царя Ивана. Петр становится единодержавным правителем.

1697-1698 Великое посольство в Европу. Царь под именем Петра Михайлова посещает Курляндию, Кенигсберг (изучает артиллерийское дело), Голландию (работает корабельным плотником на верфях в Саардаме и Амстердаме). Англию (изучает теорию кораблестроения). Дрезден, Вену. Польшу.

1698 Третье восстание стрельцов, их поражение под Новым Иерусалимом. Петр, вернувшись в Москву, устраивает массовые казни.

1699 Начало создания специальных школ различного профиля: пушкарской (1699), навигацкой (1701) и других.

Введение нового городского управления и учреждение Ратуши в Москве. Заключение Петром I союза с саксонским курфюрстом Августом II и датским королем Фредериком IV против Швеции.

Указ о введении нового летосчисления и праздновании новолетия 1 января.

1700 Заключение Константинопольского мирного договора с Турцией.

Начало Северной войны со Швецией. Поражение русских войск под Нарвой. Смерть патриарха Адриана. Введение поста местоблюстителя патриаршего престола и назначение на него митрополита Рязанского Стефана Яворского.

1701-1703 Победы русских войск над шведами при Эрестфере и Гумельсгофе, овладение Нотебургом, Ниешанцем. Первая морская победа Петра I (1703).

1703 Выход первой печатной газеты "Ведомости". Основание Петербурга.

1704 Взятие русскими войсками Дерпта и Нарвы.

1705 Введение рекрутской повинности.

1705-1706 Восстание в Астрахани.

1707-1708 Восстание на Дону под предводительством К. Булавина.

1708-1710 Областная реформа Петра 1-разделение страны на 8 губерний (в 1719 - 11 губерний и 50 провинций).

1709 Победа над шведами в битве под Полтавой. Пленение шведской армии у Переволочны.

1710 Овладение русскими войсками Ригой, Ревелем, Выборгом, Кексгольмом и др. Утверждение гражданской азбуки. Указ о печатании книг новым шрифтом.

1711 Создание Сената и фискальной службы. Прутский поход. Сражение у реки Прут и окружение русской армии. Заключение мирного договора с Турцией, по которому Россия возвращала Азов и ликвидировала крепости на Азовском море.

1712 Бракосочетание Петра 1 с Екатериной Алексеевной.

1713 Переезд двора и высших правительственных учреждений в Петербург.

1714 Указ о единонаследии: все недвижимое имущество можно передать только одному сыну. Победа русского флота над шведским у мыса Гангут.

1715 Создание Морской академии.

1716 Опубликование "Устава воинского", Назначение Петра I командующим объединенным флотом России, Голландии. Дании и Англия.

1716-1717 Второе путешествие Петра I по Европе.

1718 "Дело царевича Алексея". Приговорен к смертной казни, но умирает раньше.

1718-1720 Организация коллегий: Военной, Адмиралтейств-, иностранных дел, Камер- (государ-ственных доходов), Штатс-контор- (государственных расходов), Ревизион-, Коммерц-, Берг- и Мануфактур-(горнозаводской и фабричной промышленности) и Юстиц-коллегии. Учреждение Главного магистрата (1720).

1718-1724 Податная реформа. Введение подушной подати.

1719 Открытие Кунсткамеры - первого музея в России (основана в 1714). Указ о проведении ассамблей.

1720 Опубликование "Генерального регламента" и "Устава морского" - Победа русского флота над шведским у острова Гренгам.

1721 Разрешение промышленникам покупать крестьян к мануфактурам. Учреждение Синода, опубликование регламента Духовной коллегии. Заключение Ништадтского мира с Швецией. Сенат подносит Петру титул "Отца Отечества императора Всероссийского Петра Великого".

1722 Реформа Сената. Учреждение Генерал - прокуратуры. Табель о рангах: на гражданской, придворной и военной службе вводятся 14 классов, или рангов. Опубликование "Регламента адмиралтейского". Указ о престолонаследии: царь может выбрать любого наследника по своей воле.

1722-1723 Каспийский, или Персидский, поход. Присоединение к России западного побережья Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

1724 Указ об учреждении Академии наук и университета. Введение покровительственного таможенного тарифа, ограждающего отечественную промышленность от иностранной конкуренции. Коронование Екатерины Алексеевны императрицей.

1725, 28 января Смерть Петра 1.

 

 

 

Реформы Петра I

 

 

Военная реформа:

Создание постоянной армии на основе рекруторского набора, от которого освобождались только гражданские чиновники, духовенства и некоторые категории крестьян.

 

Административная реформа:

 

Деление России на 8 губерний – Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую и Сибирскую (позже их число увеличилось).

Государственная реформа:

Отстранение от реальной власти Боярской думы и создание личной администрации - Ближней канцелярии. В 1718 году вместо множества приказов было учреждено 12 коллегий

Социальные реформы:

Коснулись всех сословий российского общества. Общей их тенденцией стало подавление личной свободы поданных и подчинение их деятельности интересам государства.

Реформы землевладения:

Разница между вотчиной и поместьем была окончательно стерта – они стали личной собственностью землевладельца, которая могла перейти по наследству лишь к одному из сыновей.

 

Финансовые и экономические реформы:

Были многообразны, но в основном сводились к стремлению собрать деньги с населения на содержание армии.

 

Церковная реформа:

Церковь попала под жесткий контроль государства. В 1701 году был восстановлен Монастырский приказ, и все церковное имущество было передано в его распоряжение.

 

Итоги деятельности Петра Великого

В нашей истории Петр I является одной из наиболее значимых фигур. Он по праву стал для современников и потомков Петром Великим.

Петр сделал тот решающий шаг, который позволил России более полно использовать технические, научные и культурные достижения Запада для изменения всех сторон жизни своей страны.

Основные заслуги Петра I

1. Выход на Балтику

2. Создание регулярной армии

3. Создание морского флота

4. Строительство промышленных предприятий образование мануфактур

5. Рост городов и населения

6. Создание нового аппарата государственной власти

7. Постоянное внимание к вопросам просвещения, культуры и науки.

Ребята! Мы рассмотрели ключевые вопросы темы. Для лучшего усвоения полученной информации вам предстоит создать презентацию, состоящую из 2-3 слайдов.

Практическое задание

На первом слайде нарисовать схему «Органы управления при Петре I». Вся необходимая информация есть в тексте лекции. В случае затруднений обратитесь к учебнику - параграф 18, стр. 145.

Тема следующего слайда (или двух следующих слайдов) «Ближайшие сподвижники Петра I».

Сподвижники Петра I

Петр набирал нужных ему людей всюду, не разбирая звания и происхождения, и они сошлись к нему с разных сторон и из всевозможных состояний: кто пришел юнгой на португальском корабле, как генерал-полицеймейстер новой столицы Девиер, кто пас свиней в Литве, как рассказывали про первого генерал-прокурора Сената Ягужинского, кто был сидельцем в лавочке, как вице-канцлер Шафиров, кто из русских дворовых людей, как архангельский вице-губернатор, изобретатель гербовой бумаги, Курбатов, кто, как Остерман, был сын вестфальского пастора; и все эти люди вместе с князем Меншиковым, когда-то, как гласила молва, торговавшим пирогами по московским улицам, встречались в обществе Петра с остатками русской боярской знати.

Ключевский В .О. Исторические портреты. М., 1991. С 199

Найдите портреты выдающихся личностей в Интернет с помощью поисковой системы, вводя фамилии (указав при этом «картинки», если нужен портрет). Кратко охарактеризуйте каждую личность.

Свои работы отправляйте электронной почтой E-mail: aoskristali@mail.ru через 45 минут (вложенным файлом). Успешной работы!

В заключении урока - домашнее задание.

1. Изучить материал учебника. Стр.159-164, параграф 20 . Письменно ответить на вопросы параграфа (стр.164). Оформить в doc-файле Petrov-DP, выслать вложенным файлом в письме.

2. Создать презентацию на тему «Строительство Петербурга, 1703 г.: роль Петра». Использовать поисковые системы для поиска иллюстративного и фактического материала.

Создание Петербурга стало историческим подвигом русского народа. С 1712-1713гг. Санкт-Петербург стал столицей России, ее крупным промышленным, торговым и культурным центром.

 

3. Работу сохранить в файле Petrov-DP, где Petrov – фамилия ученика, DP- шифр темы. Выслать вложенным файлом в письме, предварительно заархивировав, не позднее чем через 7 дней (считая с завтрашнего дня).

4. Оба задания выслать в одном письме с темой DP.

В течение недели вы можете задавать мне вопросы по электронной почте или через форум, можно пообщаться в чате.

         Чат (пароль:3434)    Гостевая книга    

При выполнении второго задания обратите внимание на то, что «После победы над шведами Петр, считая свой любимый Петербург уже крепким за Россией, принялся за устройство его более энергичным образом, а это послужило поводом к такому отягощению народа, с каким едва могли сравниться все другие меры». (Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.) Как вы думаете, всегда ли оправданы такие меры?

Успешной работы, ребята!

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004

(С) Александрова О.С., 2004

http://www.eidos.ru/courses/

E-mail: info@eidos.ru