! Меня зовутЗдравствуйте, ребята
Ольга Сергеевна!
Тема сегодняшнего урока
«Эпоха Петра
Великого».
![]()
На этом уроке мы будем изучать эпоху Петра I. Вы будете анализировать услышанное и находить ответы на мои вопросы в Интернет с помощью поисковых систем, а также на данном сайте. Результат своей работы вы представите в виде презентации.
Рубеж
XVII и XVIII столетий стал переломным в истории России. Истоки петровских преобразований находятся в веке XVII, первые попытки перемен были предприняты еще Алексеем Михайловичем.
Вспомните, ребята, каковы были итоги реформ Ивана Грозного и уроки Смутного времени. Сформулируйте, какие задачи стояли перед Россией накануне петровской эпохи? Обратитесь к книге Ключевского В.О. «Исторические портреты», М., 1991, с.150.
Теперь давайте сравним ваши задачи с теми, которые сформулирую я!
Вот важнейшие части этой программы:
1) мир и даже союз с Польшей;
2) борьба со Швецией за восточный Балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию;
3) завершение переустройства войска в регулярную армию;
4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной;
5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности;
6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса;
7) освобождение крепостных крестьян с землей;
8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.
Эта программа была готова еще до начала деятельности преобразователя.
Вы уже сравнили свои ответы? Теперь немного теории.
Каким же он был – Петр Великий?
![]()
Петр родился в 1672 году. Он был единственным сыном Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. В детстве Петр I получил домашнее образование. Физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладая хорошей памятью, он учился легко и охотно. С помощью дворцовых мастеров он освоил много ремесел (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и т.д.). Особую роль в становлении личности Петра сыграли военные «потехи», для чего были созданы отряды «потешных», ставшие впоследствии гвардией и ядром русской регулярной армии. Значительное влияние на формирование взглядов и интересов Петра оказали иностранцы (Ф.Я.Лефорт, П.И.Гордон, Я.В.Брюс), которые явились его учителями в различных областях.
Петр с юных лет знал немецкий язык, а затем изучил голландский, английский, французский. В течение он пополнял знания, уделяя особое внимание военному делу. В 1688-1698 годах учился строить корабли, работал плотником на верфях Амстердама, окончил теоретический кораблестроения в Англии. В 1717 году был избран почетным членом Парижской Академии Наук.

Во второй половине восьмидесятых годов начались столкновения между получив
известие о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр I поспешно уехал из села
Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и
его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра, окружили
Москву. Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь,
ее приближенные сосланы или казнены. После смерти Ивана Алексеевича (1696
год) Петр I стал
единодержавным царем.
Основные даты жизни и деятельности Петра I
![]()
1689 Женитьба Петра на Евдокии Лопухиной (в 1698 отправлена в монастырь). Второе стрелецкое восстание. Низложение правительницы Софьи и заключение ее в Новодевичий монастырь.
1690 Рождение царевича Алексея, сына Петра I.
1695 Первый Азовский поход Петра I.
1696 Второй Азовский поход, Взятие крепости Азов. Смерть царя Ивана. Петр становится единодержавным правителем.
1697-1698 Великое посольство в Европу. Царь под именем Петра Михайлова посещает Курляндию, Кенигсберг (изучает артиллерийское дело), Голландию (работает корабельным плотником на верфях в Саардаме и Амстердаме). Англию (изучает теорию кораблестроения). Дрезден, Вену. Польшу.
1698 Третье восстание стрельцов, их поражение под Новым Иерусалимом. Петр, вернувшись в Москву, устраивает массовые казни.
1699 Начало создания специальных школ различного профиля: пушкарской (1699), навигацкой (1701) и других.
Введение нового городского управления и учреждение Ратуши в Москве. Заключение Петром I союза с саксонским курфюрстом Августом II и датским королем Фредериком IV против Швеции.
Указ о введении нового летосчисления и праздновании новолетия 1 января.
1700 Заключение Константинопольского мирного договора с Турцией.
Начало Северной войны со Швецией. Поражение русских войск под Нарвой. Смерть патриарха Адриана. Введение поста местоблюстителя патриаршего престола и назначение на него митрополита Рязанского Стефана Яворского.
1701-1703 Победы русских войск над шведами при Эрестфере и Гумельсгофе, овладение Нотебургом, Ниешанцем. Первая морская победа Петра I (1703).
1703 Выход первой печатной газеты "Ведомости". Основание Петербурга.
1704 Взятие русскими войсками Дерпта и Нарвы.
1705 Введение рекрутской повинности.
1705-1706 Восстание в Астрахани.
1707-1708 Восстание на Дону под предводительством К. Булавина.
1708-1710 Областная реформа Петра 1-разделение страны на 8 губерний (в 1719 - 11 губерний и 50 провинций).
1709 Победа над шведами в битве под Полтавой. Пленение шведской армии у Переволочны.
1710 Овладение русскими войсками Ригой, Ревелем, Выборгом, Кексгольмом и др. Утверждение гражданской азбуки. Указ о печатании книг новым шрифтом.
1711 Создание Сената и фискальной службы. Прутский поход. Сражение у реки Прут и окружение русской армии. Заключение мирного договора с Турцией, по которому Россия возвращала Азов и ликвидировала крепости на Азовском море.
1712 Бракосочетание Петра 1 с Екатериной Алексеевной.
1713 Переезд двора и высших правительственных учреждений в Петербург.
1714 Указ о единонаследии: все недвижимое имущество можно передать только одному сыну. Победа русского флота над шведским у мыса Гангут.
1715 Создание Морской академии.
1716 Опубликование "Устава воинского", Назначение Петра I командующим объединенным флотом России, Голландии. Дании и Англия.
1716-1717 Второе путешествие Петра I по Европе.
1718 "Дело царевича Алексея". Приговорен к смертной казни, но умирает раньше.
1718-1720 Организация коллегий: Военной, Адмиралтейств-, иностранных дел, Камер- (государ-ственных доходов), Штатс-контор- (государственных расходов), Ревизион-, Коммерц-, Берг- и Мануфактур-(горнозаводской и фабричной промышленности) и Юстиц-коллегии. Учреждение Главного магистрата (1720).
1718-1724 Податная реформа. Введение подушной подати.
1719 Открытие Кунсткамеры - первого музея в России (основана в 1714). Указ о проведении ассамблей.
1720 Опубликование "Генерального регламента" и "Устава морского" - Победа русского флота над шведским у острова Гренгам.
1721 Разрешение промышленникам покупать крестьян к мануфактурам. Учреждение Синода, опубликование регламента Духовной коллегии. Заключение Ништадтского мира с Швецией. Сенат подносит Петру титул "Отца Отечества императора Всероссийского Петра Великого".
1722 Реформа Сената. Учреждение Генерал - прокуратуры. Табель о рангах: на гражданской, придворной и военной службе вводятся 14 классов, или рангов. Опубликование "Регламента адмиралтейского". Указ о престолонаследии: царь может выбрать любого наследника по своей воле.
1722-1723 Каспийский, или Персидский, поход. Присоединение к России западного побережья Каспийского моря с городами Дербент и Баку.
1724 Указ об учреждении Академии наук и университета. Введение покровительственного таможенного тарифа, ограждающего отечественную промышленность от иностранной конкуренции. Коронование Екатерины Алексеевны императрицей.
1725, 28 января Смерть Петра 1.
Реформы Петра I
![]()
Военная реформа:
Создание постоянной армии на основе рекруторского набора, от которого освобождались только гражданские чиновники, духовенства и некоторые категории крестьян.
Административная реформа:

Государственная реформа:
Отстранение от реальной власти Боярской думы и создание личной администрации - Ближней канцелярии. В 1718 году вместо множества приказов было учреждено 12 коллегий
Социальные реформы:
Коснулись всех сословий российского общества. Общей их тенденцией стало подавление личной свободы поданных и подчинение их деятельности интересам государства.
Р
еформы землевладения:Разница между вотчиной и поместьем была окончательно стерта – они стали личной собственностью землевладельца, которая могла перейти по наследству лишь к одному из сыновей.
Финансовые и экономические реформы:
Были многообразны, но в основном сводились к стремлению собрать деньги с населения на содержание армии.
Церковная реформа:
Церковь попала под жесткий контроль государства. В 1701 году был восстановлен Монастырский приказ, и все церковное имущество было передано в его распоряжение.
Итоги деятельности Петра Великого
![]()
В нашей истории Петр I является одной из наиболее значимых фигур. Он по праву стал для современников и потомков Петром Великим.
Петр сделал тот решающий шаг, который позволил России более полно использовать технические, научные и культурные достижения Запада для изменения всех сторон жизни своей страны.
Основные заслуги Петра I
![]()
1. Выход на Балтику
2. Создание регулярной армии
3. Создание морского флота
4. Строительство промышленных предприятий образование мануфактур
5. Рост городов и населения
6. Создание нового аппарата государственной власти
7. Постоянное внимание к вопросам просвещения, культуры и науки.

Ребята! Мы рассмотрели ключевые вопросы темы. Для лучшего усвоения полученной информации вам предстоит создать презентацию, состоящую из 2-3 слайдов.
Практическое задание
На первом слайде нарисовать схему «Органы управления при Петре I». Вся необходимая информация есть в тексте лекции. В случае затруднений обратитесь к учебнику - параграф 18, стр. 145.
Тема следующего слайда (или двух следующих слайдов) «Ближайшие сподвижники Петра I».
Сподвижники Петра I
![]()
Найдите портреты выдающихся личностей в Интернет с помощью поисковой системы, вводя фамилии (указав при этом «картинки», если нужен портрет). Кратко охарактеризуйте каждую личность.
Свои работы отправляйте электронной почтой E-mail: aoskristali@mail.ru
через 45 минут (вложенным файлом). Успешной работы!В заключении урока -
домашнее задание.1. Изучить материал учебника. Стр.159-164, параграф 20 . Письменно ответить на вопросы параграфа (стр.164). Оформить в doc-файле Petrov-DP, выслать вложенным файлом в письме.
2. Создать презентацию на тему «Строительство Петербурга, 1703 г.: роль Петра». Использовать поисковые системы для поиска иллюстративного и фактического материала.
Создание Петербурга стало историческим подвигом русского народа. С 1712-1713гг. Санкт-Петербург стал столицей России, ее крупным промышленным, торговым и культурным центром
.
3. Работу сохранить в файле Petrov-DP, где Petrov – фамилия ученика, DP- шифр темы. Выслать вложенным файлом в письме, предварительно заархивировав, не позднее чем через 7 дней (считая с завтрашнего дня).
4. Оба задания выслать в одном письме с темой DP.
В течение недели вы можете задавать мне вопросы по электронной почте или через форум, можно пообщаться в чате.
![]()
Чат (пароль:3434) Гостевая книга
![]()
При выполнении второго задания обратите внимание на то, что «После победы над шведами Петр, считая свой любимый Петербург уже крепким за Россией, принялся за устройство его более энергичным образом, а это послужило поводом к такому отягощению народа, с каким едва могли сравниться все другие меры». (Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.) Как вы думаете, всегда ли оправданы такие меры?
Успешной работы, ребята!
![]()

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 2004
(С) Александрова О.С., 2004
E-mail: info@eidos.ru